MAXimal | |
добавлено: 26 Mar 2012 1:00 Содержание [скрыть] Поиск пары пересекающихся отрезков алгоритмом заметающей прямой за O (N log N)Даны отрезков на плоскости. Требуется проверить, пересекаются ли друг с другом хотя бы два из них. (Если ответ положителен — то вывести эту пару пересекающихся отрезков; среди нескольких ответов достаточно выбрать любой из них.) Наивный алгоритм решения — перебрать за все пары отрезков и проверить для каждой пары, пересекаются они или нет. В данной статье описывается алгоритм с временем работы , который основан на принципе сканирующей (заметающей) прямой (по-английски: "sweep line"). АлгоритмПроведём мысленно вертикальную прямую и начнём двигать эту прямую вправо. По ходу своего движения эта прямая будет встречаться с отрезками, причём в любой момент времени каждый отрезок будет пересекаться с нашей прямой по одной точке (мы пока будем считать, что вертикальных отрезков нет). Таким образом, для каждого отрезка в какой-то момент времени его точка появится на сканирующей прямой, затем с движением прямой будет двигаться и эта точка, и, наконец, в какой-то момент отрезок исчезнет с прямой. Нас интересует относительный порядок отрезков по вертикали. А именно, мы будем хранить список отрезков, пересекающих сканирующую прямую в данный момент времени, где отрезки будут отсортированы по их -координате на сканирующей прямой. Этот порядок интересен тем, что пересекающиеся отрезки будут иметь одинаковую -координату хотя бы в один момент времени: Сформулируем ключевые утверждения:
Для понимания истинности этих утверждений достаточно следующих замечаний:
Таким образом, весь алгоритм совершит не более тестов на пересечение пары отрезков, и совершит операций с очередью отрезков (по операций в моменты появления и исчезновения каждого отрезка). Итоговая асимптотика алгоритма составляет, таким образом, . РеализацияПриведём полную реализацию описанного алгоритма: const double EPS = 1E-9; struct pt { double x, y; }; struct seg { pt p, q; int id; double get_y (double x) const { if (abs (p.x - q.x) < EPS) return p.y; return p.y + (q.y - p.y) * (x - p.x) / (q.x - p.x); } }; inline bool intersect1d (double l1, double r1, double l2, double r2) { if (l1 > r1) swap (l1, r1); if (l2 > r2) swap (l2, r2); return max (l1, l2) <= min (r1, r2) + EPS; } inline int vec (const pt & a, const pt & b, const pt & c) { double s = (b.x - a.x) * (c.y - a.y) - (b.y - a.y) * (c.x - a.x); return abs(s)<EPS ? 0 : s>0 ? +1 : -1; } bool intersect (const seg & a, const seg & b) { return intersect1d (a.p.x, a.q.x, b.p.x, b.q.x) && intersect1d (a.p.y, a.q.y, b.p.y, b.q.y) && vec (a.p, a.q, b.p) * vec (a.p, a.q, b.q) <= 0 && vec (b.p, b.q, a.p) * vec (b.p, b.q, a.q) <= 0; } bool operator< (const seg & a, const seg & b) { double x = max (min (a.p.x, a.q.x), min (b.p.x, b.q.x)); return a.get_y(x) < b.get_y(x) - EPS; } struct event { double x; int tp, id; event() { } event (double x, int tp, int id) : x(x), tp(tp), id(id) { } bool operator< (const event & e) const { if (abs (x - e.x) > EPS) return x < e.x; return tp > e.tp; } }; set<seg> s; vector < set<seg>::iterator > where; inline set<seg>::iterator prev (set<seg>::iterator it) { return it == s.begin() ? s.end() : --it; } inline set<seg>::iterator next (set<seg>::iterator it) { return ++it; } pair<int,int> solve (const vector<seg> & a) { int n = (int) a.size(); vector<event> e; for (int i=0; i<n; ++i) { e.push_back (event (min (a[i].p.x, a[i].q.x), +1, i)); e.push_back (event (max (a[i].p.x, a[i].q.x), -1, i)); } sort (e.begin(), e.end()); s.clear(); where.resize (a.size()); for (size_t i=0; i<e.size(); ++i) { int id = e[i].id; if (e[i].tp == +1) { set<seg>::iterator nxt = s.lower_bound (a[id]), prv = prev (nxt); if (nxt != s.end() && intersect (*nxt, a[id])) return make_pair (nxt->id, id); if (prv != s.end() && intersect (*prv, a[id])) return make_pair (prv->id, id); where[id] = s.insert (nxt, a[id]); } else { set<seg>::iterator nxt = next (where[id]), prv = prev (where[id]); if (nxt != s.end() && prv != s.end() && intersect (*nxt, *prv)) return make_pair (prv->id, nxt->id); s.erase (where[id]); } } return make_pair (-1, -1); } Основная функция здесь — , которая возвращает номера найденных пересекающихся отрезков, либо , если пересечения отсутствуют. Проверка на пересечение двух отрезков осуществляется функцией , с помощью алгоритма на основе ориентированной площади треугольника. Очередь отрезков в глобальной переменной — . Итераторы, указывающие положение каждого отрезка в очереди (для удобного удаления отрезков из очереди), хранятся в глобальном массиве . Введены также две вспомогательные функции и , которые возвращают итераторы на предыдущий и следующий элементы (либо , если такового не существует). Константа обозначает погрешность сравнения двух вещественных чисел (в основном она используется при проверке двух отрезков на пересечение).
|